Законом N 273-ФЗ урегулировано применение сетевой формы реализации образовательных программ. До этого подобное регулирование отсутствовало. Таким образом, образовательные программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими взаимодействующими между собой. Согласно Закону N 273-ФЗ под сетевой формой реализации образовательной программы понимается взаимодействие образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Образовательные организации, желающие реализовать образовательную программу в сетевой форме, должны заключить между собой соответствующий договор, содержащий следующие сведения:

Вид, уровень, направленность образовательной программы, которая реализуется посредством применения сетевой формы;

Статус обучающихся, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся (для основных профессиональных программ);

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности;

Информацию о выдаваемых документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, а также об образовательных организациях, которые выдают перечисленные документы;

Срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ На законодательном уровне сетевые│ Статья 13. Общие требования к│

│формы реализации образовательных│реализации образовательных программ │

│программ не предусмотрены. │ │

│ Применяются в отдельных субъектах│ 1. Образовательные программы│

│Российской Федерации, участвующих в│реализуются организацией,│

│КПМО (комплексный проект модернизации│осуществляющей образовательную│

│образования), других проектах по│деятельность, как самостоятельно, так│

│развитию образования │и посредством сетевых форм их│

│ │реализации. │

│ │ Статья 15. Сетевая форма│

│ │реализации образовательных программ │

│ │ 1. Сетевая форма реализации│

│ │сетевая форма) обеспечивает│

│ │возможность освоения обучающимся│

│ │образовательной программы с│

│ │использованием ресурсов нескольких│

│ │организаций, осуществляющих│

│ │образовательную деятельность, в том│

│ │числе иностранных, а также при│

│ │необходимости с использованием│

│ │ресурсов иных организаций. В│

│ │реализации образовательных программ с│

│ │использованием сетевой формы наряду с│

│ │организациями, осуществляющими│

│ │образовательную деятельность, также│

│ │могут участвовать научные организации,│

│ │медицинские организации, организации│

│ │культуры, физкультурно-спортивные и│

│ │иные организации, обладающие│

│ │ресурсами, необходимыми для│

│ │осуществления обучения, проведения│

│ │учебной и производственной практики и│

│ │осуществления иных видов учебной│

│ │деятельности, предусмотренных│

│ │соответствующей образовательной│

│ │программой. │

│ │ 2. Использование сетевой формы│

│ │осуществляется на основании договора│

│ │между организациями, указанными в│

│ │части 1 настоящей статьи. Для│

│ │организации реализации образовательных│

│ │программ с использованием сетевой│

│ │формы несколькими организациями,│

│ │осуществляющими образовательную│

│ │деятельность, такие организации также│

│ │совместно разрабатывают и утверждают│

│ │образовательные программы. │

│ │ 3. В договоре о сетевой форме│

│ │реализации образовательных программ│

│ │указываются: │

│ │ 1) вид, уровень и (или)│

│ │направленность образовательной│

│ │программы (часть образовательной│

│ │программы определенных уровня, вида и│

│ │направленности), реализуемой с│

│ │использованием сетевой формы; │

│ │ 2) статус обучающихся в│

│ │организациях, указанных в части 1│

│ │настоящей статьи, правила приема на│

│ │обучение по образовательной программе,│

│ │реализуемой с использованием сетевой│

│ │формы, порядок организации│

│ │академической мобильности обучающихся│

│ │(для обучающихся по основным│

│ │профессиональным образовательным│

│ │программам), осваивающих│

│ │образовательную программу, реализуемую│

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную и научно-образовательнуюдеятельность, также могут участвовать научно-исследовательские организации, производственные предприятия, медицинские учреждения, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Сетевая форма образовательных программ дает возможность реализации программ международной академической мобильности научно-педагогических и научных работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки; внедрения в ВУЗах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами и научными организациями. Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие: организуетсяпреимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов; позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики; обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных, научно-образовательныхорганизаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций.

3. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

4. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Елена Белалы
Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современная дошкольная образовательная организация (далее – Организация) должна стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых и приобрести большое значение, как субъект социального партнерства и стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.

Для этого дошкольным образовательным организациям необходимо реализовать нововведение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ, которым является использование .

«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность , в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» (Ст. 15, п. 1. Закона № 273-ФЗ) .

Внедрение (далее – Программа ) предполагает достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации с социумом, выход за пределы территориальной ограниченности, создание «открытой системы» .

Открытая дошкольная образовательная организация – это , прежде всего, «окно в мир» , расширяющее и укрепляющее взаимосвязи с жизнью.

Предметом взаимодействия является ребенок, его интересы, развитие, индивидуальные особенности, поэтому сотрудничество необходимо выстраивать с учетом контингента детей, запросов родителей и общественности. Каждое педагогическое воздействие, оказанное на ребенка, должно быть грамотным, профессиональным, безопасным.

Задачи :

1. Создать условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах .

2. Обеспечить доступность информации образовательных отношений .

3. Повысить конкурентоспособность Организации на рынке образовательных услуг .

Ожидаемые результаты :

1. Созданы условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах сетевого взаимодействия при реализации Программы .

2. Обеспечена доступность информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений .

3. Повышена конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг .

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования посредством сетевой формы целесообразно руководствоваться следующими принципами :

Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, установке на формировании активной гражданской позиции, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

Личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья-социум» ;

культуросообразности – понимание мира , частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве многонациональной культуры с акцентом на ее региональный компонент;

Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;

Диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;

Деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования .

Организация сетевой формы реализации Программы основывается на нормативно-правовой базе :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций » (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) с комментариями от 28 февраля 2014 года №08-249;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования , (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014);

План действий по обеспечению введения и реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Костромской области реализующих образовательные программы дошкольного образования ;

Устав Организации;

Положение об организации научно-методической работы.

При организации сетевого взаимодействия необходимо учитывать следующие принципы :

Добровольности;

Равноправия сторон;

Уважение интересов друг друга;

Соблюдение законов и иных нормативных актов.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность , также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации Программы .

Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 15 Закона №273- ФЗ, «использование сетевой формы реализации образовательных программ » осуществляется на основании договора между организациями.

На основании договора разрабатываются, согласовываются и утверждаются планы взаимодействия с каждым из участников сетевой формы , а также совместный план, который охватывает всех участников - социальных партнеров.

Взаимодействие с социальными партнерами носит вариативный характер и строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи :

Первый этап – подготовительный.

Цель : создание условий для организации сетевого взаимодействия для реализации Программы .

Задачи :

Провести анализ конкретных условия для введения инноваций;

Провести анализ социокультурной среды и определить партнеров-участников сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

Заключить договора с организациями – участниками ;

Разработать совместные планы взаимодействия;

Разработать критерии эффективности использования сетевой формы реализации Программы ;

Определить формы социально-педагогического партнерства;

Разработать модель сетевой формы реализации Программы .

Второй этап – практический.

Цель : создание условий для реализации Программы посредством сетевой формы .

Задачи :

- реализовать мероприятия по использованию сетевой формы реализации Программы ;

Провести мониторинг эффективности использования сетевой формы реализации Программы .

Заключительный этап.

Цель : подведение итогов социального партнерства.

Задачи :

Подвести итоги и оценить эффективность реализации Программы ;

Определить дальнейшие перспективы сотрудничества.

Ст. 15 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  • 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Кандидата педагогических наук, заслуженного учителя России, лауреата премии правительства РФ в области образования, — «Современный менеджмент - новая управленческая философия». Один из вопросов, который будет затронут на вебинаре, — сетевая форма реализации образовательных программ ДОО. Предлагаем вашему вниманию посвящённую этой проблеме главу из книги К. Ю. Белой «Организация инновационной деятельности в ДОО» .

Многие ДОО, осуществляющие инновационную деятельность, еще до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на практике заключали договоры о сетевом взаимодействии с другими организациями. В то время действовал Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования», в соответствии с которым одно из направлений деятельности федеральных экспериментальных площадок — создание и развитие новых структур в системе образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем (п. 2.1).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разъясняет вопросы, касающиеся реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме. И если раньше такая форма была возможна для дошкольных учреждений-лидеров, в которых педагогический коллектив обладал большим творческим потенциалом и имел статус экспериментальных площадок, то в настоящее время она может широко использоваться разными организациями.

В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дано определение образовательных программ, а в ч. 1 ст. 13 говорится о двух формах реализации образовательных программ: самостоятельной и посредством сетевых форм.

В настоящее время в сфере дошкольного образования сетевой форме придается большое значение, и в реализации образовательных программ могут участвовать следующие организации:

  • осуществляющие образовательную деятельность;
  • научные;
  • медицинские;
  • организации культуры;
  • физкультурно-спортивные;
  • иные, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ — особого рода разновидность образовательной деятельности, при которой обеспечивается возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных, не образовательных организаций.

Руководители ДОО, определившие задачи развития своей организации, повышения качества образовательного процесса, стремятся к выстраиванию партнерских отношений с другими организациями с применением сетевой формы реализации образовательных программ. Если в образовательной программе детского сада выделено и реализуется приоритетное направление, например, художественно-эстетическое или физкультурно-оздоровительное, то сетевая форма взаимодействия выстраивается с той организацией, которая располагает соответствующими ресурсами (соответственно художественный музей или спортивная школа).

Следовательно, с применением сетевой формы реализации образовательной программы данная ДОО может решить несколько задач, в числе которых:

  • рационализация использования финансовых ресурсов за счет интеграции потенциала нескольких организаций для решения общей задачи, отвечающей интересам всех сторон договора;
  • более качественная реализация парциальной программы по выбранному направлению образовательной программы;
  • повышение качества образования;
  • создание разнообразной развивающей среды за счет использования имущества других организаций и др.

Если говорить о взаимодействии ДОО с музеями, то проведение экскурсий для дошкольников по темам, связанным с реализацией образовательной программы, в практике работы — наиболее часто встречающаяся форма взаимодействия. Приведем пример. Художественный музей как самостоятельный образовательный центр имеет задачи: воспитать у ребенка интерес к искусству — живому источнику духовного совершенства, источнику творческой мысли и деятельности; сформировать эстетическое отношение и активное восприятие культурных ценностей.

Возможность участия музеев в сетевой форме правомерно, поскольку в уставах большинства из них есть такая цель: «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности». Конечно, до заключения договора о взаимодействии организаций должна быть проведена большая подготовительная работа, как в ДОО, так и в музее. Например, педагоги изучают азы музейной педагогики, знакомятся с содержанием и технологией реализации парциальной программы «Русский дом» (Г.Н. Пантелеева и Л.В. Пантелеевой), отбирают темы занятий в залах музея декоративно-прикладного искусства. В детском саду могут создаваться мини-музеи, в которых планируются тематические выставки, экспозиции и др.

В этой работе сотрудники музея могут помочь педагогам советами, а готовясь к проведению экскурсий для дошкольников, они изучают возрастные особенности и психолого-педагогические возможности детей этого возраста.

Например, совместная работа педагогов и сотрудников музея декоративно-прикладного и народного искусства Москвы показала, что дети могут воспринимать и в доступной для них форме оценивать реальное и воображаемое. Эти контакты стимулируют творческие потребности детей, расширяют их культурный диапазон. Вместе с тем взрослые обогащают эстетический интерес и педагогическое мастерство в общении с музейными сотрудниками, сокровищами художественных музеев, что помогает передать любовь к искусству, значимость культурного достояния своего народа дошкольникам.

Важно также сетевое взаимодействие с научными организациями и вузами, которые могут осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования (ДПО). ДОО заключают договоры о сетевом взаимодействии с вузом или научной организацией о проведении для своих педагогов консультирования, совместных конференций, разнообразных методических мероприятий, а иногда и организации ДПО воспитателей.

Взаимодействуя с вузами, ДОО предоставляет возможность прохождения практики студентам. Детский сад, действующий в пределах своей компетенции, вправе выбирать те или иные меха-

низмы реализации образовательных программ и организовывать взаимодействие с различными партнерами. Например, взаимодействие с медицинской организацией может существенно улучшить деятельность ДОО при реализации адаптивных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 41), говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ДОО.

Эти направления деятельности можно эффективно реализовать при взаимодействии с медицинской организацией в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Важный момент в организации всей работы — документооборот.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

При этом участники договора совместно разрабатывают и утверждают образовательную программу (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Руководители этих организаций составляют договор с учетом имеющихся ресурсов, которые будут использованы при сетевой форме реализации образовательной программы. Последняя отражается в документации ДОО: программе развития, тексте образовательной программы и методической документации. На заседаниях родительского совета разъясняются преимущества сетевой формы реализации образовательной программы. При необходимости родители дают согласие на проведение данной работы. Как правило, руководители ДОО руководствуются ст. 44, п. 1, ч. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где прописаны права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

При реализации образовательной программы в сетевой форме повышается качество деятельности каждого из участников сетевого взаимодействия.